В области психологии способностей к изобразительной деятельности, художественного творчества можно отметить труды Е.И. Игнатьева, Н.Н.Волкова, В.Н. Киреенко, А.В. Ковалева, В.С. Кузина, О.И. Никифоровой, П.М. Якобсона, Б.Ф. Ломова, В.Л. Дранкова, и др. В своей работе мы опираемся на такие исследование В.П. Зинченко, изучавшего развитие творческих способностей студентов  ХГФ на начальных этапах обучения рисунку.

Среди специальных  способностей к изобразительной деятельности  особо важную роль играют способности к рисованию, так как рисунок является основой всех видов изобразительной деятельности. Эта мысль была высказана в трудах В.И. Киреенко, где впервые дан детальный и научно обоснованный анализ структуры ряда способностей к изобразительной деятельности (63). Исходя из этого, можно предложить, что в процессе развития  творческих способностей студентов занятия рисунком будут играть определяющую роль.

Под творческими способностями в области рисунка можно понимать такие способности, от развития которых зависят темпы овладения изобразительной грамотой и более сложными видами изобразительной деятельности, а также возможности личности достигнуть заметных результатов в избранном виде художественного творчества.

В структуре творческих способностей применительно к деятельности художника-педагога также можно выделить общие и специальные компоненты. Они необходимы для успешного выполнения различных видов специальной деятельности (рисунка, живописи,  композиции), осуществления педагогического процесса по изобразительному искусству. Общий компонент творческих способностей в структуре личности подразумевает ее общехудожественное  развитие, формирование основных качеств творческого работника.

Необходимо отметить, что способности человека, как общие, так и специальные, существуют не изолированно, а в комплексе, дополняя и обогащая друг друга, их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития  личности. Причем развитие одной из способностей ведет к изменению и совершенствованию другой, на что указывал Б.М. Теплов : «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер, в зависимости от наличия и степени развития других способностей» (155, с.17).

.

Убедительно раскрыт характер взаимосвязи общих и специальных  способностей в процессе художественного творчества в исследовании В.Л.Дранкова «О природе художественного  таланта». Автор считает, что «если  общие способности, образованные всесторонним развитием сознания, наиболее успешно созданию идейно- образного содержания художественного произведения, то специальные способности преимущественно  расположены к его профессиональному воплощению в художественной форме». И приходит к выводу: «…творческий потенциал специальных способностей обусловлен проникновением и разносторонним действием в их структуре общих способностей, творящих образ» (44, с.494).

Следовательно, ограничивать развитие творческих способностей у студентов в области рисунка развитием лишь одного  специального компонента – значит, сужать рамки их творчества, обеднять содержание художественных образов, создание которых является целью творческой деятельности. В применении к учебно-творческой работе студентов такая недооценка общих способностей может привести к снижению результатов обучения, обеднению выразительных качеств их рисунков.

Опираясь на данные  современной психологии, есть основания считать, что занятия рисунком пейзажа, осуществляемые в общем комплексе занятий по овладению изобразительной грамотой на художественно-графических факультетах, при должном уровне организации таких занятий могут благотворно влиять на общехудожественное развитие студентов, повышая у них восприимчивость к прекрасному, развивая эстетические чувства, способности к рисованию. С комплексным воздействием способностей тесно связано явления компенсации. Эта мысль, высказанная Б.М. Тепловым на основе изучения музыкальных способностей, может быть отнесена и к  изобразительной деятельности: «Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств, другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких размерах компенсирована  другими, высокоразвитыми у данного человека» (155, с.16).  Это также дает основания предполагать возможность активизирующего воздействия занятий рисованием пейзажа на общий процесс формирования творческих способностей в период профессионального обучения студентов.

Достижения современной физиологии и психологии позволяют утверждать, что творческие способности можно развивать, создавая для этого определенные условия, даже в случае отсутствия или слабого проявления задатков, которые частично компенсируются за счет задатков способностей к другим видам творческой деятельности. Некоторые психологи (А.К. Маркова, Т.С. Абрамова) говорят о возможности перестройки природных задатков человека в процессе активной деятельности. Это требует более обстоятельной проверки. Однако, ясно, что отсутствие главных, определяющих задатков является тормозом в развитии творческих способностей человека.

В настоящее  время существует два подхода к исследованию природы способностей и процесса их формирования:

1) способности  рассматриваются как предпосылка успешности обучения. Они представляют собою такую совокупность личностных и других особенностей, которая  позволяет более успешно овладеть новыми знаниями, видами деятельности, решением новым  творческих задач;

2) способности рассматриваются как результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов  интеллектуальной деятельности (118).

Оба подхода имеют свои методологические и теоретические  основы.

Первый подход основан на том, что способности составляют  в больше степени основу индивидуальных различий между людьми.

Второй подход базируется на принципиальной значимости  содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования способностей.

В практике работы ХГФ приходится иметь дело с неоднородным составом абитуриентов и студентов, многие из которых имеют весьма слабую  профессиональную подготовку. Это вызывает необходимость так организовать учебный процесс, чтобы создать оптимальные условия для развития творческих способностей каждого студента, для качественной подготовки вполне квалифицированных специалистов. В то же время наряду с  достаточно активным педагогическим руководством  изобразительной деятельности учащихся, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого, развивать их. Идея формирования и развития способностей является одним из важных положений советской психологии.

Так А.М. Матюшин, подчеркивает динамическую природу  способностей, вводит представление о способностях как творческой активности, проявляющейся на всех возрастных этапах —  от рождения ребенка до высших форм творческой деятельности человека.

Способности развития в процессе определенной деятельности, в результате постоянного управления. Поэтому принцип научного подхода к проблеме способностей заключается в обязательном рассмотрении ее в связи с конкретной деятельностью, поскольку именно в деятельности человек как ее субъект проявляет  свойства психики, называемые способностями, а также потому, что именно благодаря деятельности у него происходит развитие  этих свойств личности. Так, формирование способностей к рисованию может происходить только в процессе практических занятий этим видом изобразительной деятельности. Творческие способности, не являясь исключением в комплексе специальных способностей, также  получают развитие благодаря художественной деятельности. Развитие творческих способностей студентов на занятиях рисунком связано с активизацией мышления на основе личного восприятия   натуры, индивидуального понимания ее особенностей и задач работы. Для решения проблемы развития творческих способностей студентов необходимо создать такие условия обучения и воспитания, которые бы располагали к творческой работе.

Таким образом, между способностью и деятельностью существует диалектическое единство (« кольцевая взаимозависимость» — С.Л. Рубенштейн). Однако,  соотнесение способностей только  с деятельностью ведет к недооценке психологического механизма  способностей. В настоящее время психологи полемизируют положением С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова о «создании» способностей в деятельности.

Так, В.Д. Щадриков пишет: «… способности как средство достижения цели конкретной деятельности могут существовать до деятельности, но существуют они в потенциальной форме, в форме возможностей, реально проявляясь в конкретной деятельности, и в этой же деятельности они развиваются» (118, с.35).

Подобной точки зрения придерживается и К.К. Платонов, считающий , что способности развиваются в деятельности, а возникают в деятельности только сложные частичные способности. Вследствие расхождения между способностями и деятельностью в способностях как в едином целом К.К. Платонов и Т.А. Артемьева предлагают различать потенциальные и актуализированные ( реализованные. – Л.У.) способности, что дает возможность  рассматривать  способности как развивающиеся явление, проследить динамику  их развития.

Для нас мнение имеет особо важное значение. Чтобы  полнее актуализировать имеющиеся у студентов потенциальные способности к изобразительной деятельности, необходимо предоставить им возможность заниматься разными видами изобразительного искусства, в частности, рисунком пейзажа. Этот вид работы требует решения разнообразных задач, создает возможности для более полного развития тех качеств, специальных способностей, которые были недостаточно сформированы в условиях учебных занятий в мастерских.

Творческие способности как важное звено в комплексе специальных изобразительных способностей студентов до их  поступления на  ХГФ формировались у многих из них бессистемно, в недостаточной степени. Как показывают результаты проведенного нами исследования, до 70% всего набора студентов на 1-й курс (сельская молодежь, внеконкурсники) ранее систематически не занимались изобразительной деятельности. Следовательно, целенаправленное формирование всего комплекса  изобразительных способностей, в том числе – к творческой деятельности, начались для них в основном только с момента поступления в вуз. Такая специфика контингента студентов ХГФ предъявляет особые требования к организации учебного процесса, методическому мастерству и направленности действия педагогов.

Возникает необходимость ускорить процесс овладения студентами изобразительной грамотой, активизировать их творческие способности до того уровня, когда они могли бы самостоятельно справиться с решением творческих  задач. В связи с этим интересно высказывание К.К. Платонова о том, что «… способности должны формироваться в процессе той деятельности, для которой они нужны, причем     лучше не   в   одном,   а   в      различных   ее    видах (разрядка наша.- Л.У.), но обязательно аналогичных по структуре» (112, с.286). Для воспитания творческой направленности личности обучаемых необходимо систематически включать их в деятельность, требующую  разнообразного проявления творческих способностей. Разнообразие видов изобразительной деятельности является важным условием успешного развития творческих способностей студентов.

Применительно к практике художественно-графических факультетов это означает, что необходимо обеспечить возможное развитие всех компонентов специальных способностей учащихся в различных видах изобразительной деятельности, дополняющих друг друга. Так, например, занятия  академическим рисунком, проводимые в мастерских, должны дополняться некоторыми другими видами учебно-творческой работы, в частности, работой над рисунками  пейзажа. Это мотивируется задачами подготовки художников-педагогов, которые являются специалистами широкого профиля. Их профессиональная деятельность требует знаний и навыков практической работы в разных видах изобразительного искусства.

В последние годы в области методики преподавания изобразительного искусства   стало общепризнанным разработанное в трудах Н.Н. Ростовцева,

Г.В. Беды, А.Е. Терентьева, А.Г. Медведева, В.Л. Зинченко и др. положение о том, что развитие творческих способностей студентов должно начинаться одновременно с началом их обучения основам изобразительной грамоты. В частности, В.П. Зинченко по этому поводу пишет: «… учитывая уровень развития индивидуальных изобразительных способностей нужно уже на первом курсе начинать активно развивать эти способности в процессе приобретения основ изобразительной грамоты» (51, с.23).

Это положение справедливо и по отношению к занятиям рисунком пейзажа, поэтому уже на ранних этапах освоения пейзажной тематики в рисунках следует наряду с учебными ставить перед студентами посильнее задачи творческого порядка. Следует иметь в виду, что  решение самих учебных задач при изображении пейзажной тематики потребует от студентов выполнения такой работы, в  которой будут содержаться элементы новизны, творчества, поскольку учащиеся овладевают новыми для них знаниями, умениями и навыками, создают нечто ранее не выполнявшееся ими, в известной степени качественно новое.

Важную роль играет уровень актуализированных знаний и умений (творческий опыт личности), что в свою очередь сказывается на  уровне творческой деятельности этой личности.

Ссылаясь на изложенный в трудах Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева закон формирования психики человека в процессе его деятельности, можно считать, что творческие способности развиваются параллельно с развитием психики, которая, в свою очередь, формируется в процессе роста и жизнедеятельности человека.

Развитие творческих способностей, как и общее развитие человека, по своей природе индивидуально и совершается на различной исходной основе (задатки, онтогенетическое развитие) под влиянием разных педагогических обстоятельств (условия жизни,  окружение, воспитание, интересы и др.). Однако, существуют и некоторые общие закономерности развития личных творческих потенциалов, так как существование индивидуальных моментов творчества не означает непознаваемости их общих закономерностей. Таким образом, процесс формирования творческих способностей может быть объяснен с позиций общей теории развития личности.

Исходя из того, что творческие способности входят в состав как общих, так и специальных способностей, можно выделить два направления в их развитии:

1) первое направление  связано с вопросами воспитания. Оно имеет отношение к общей одаренности и предполагает развитие творческих способностей студентов путем воспитания творческих качеств личности (156, с.56);

2) второе направление имеет целью развитие индивидуальных особенностей изобразительных способностей студентов в процессе учебно-творческой работы и осуществляется в процессе целенаправленного развития индивидуальных свойств личности.

Применительно к задачам нашего исследования это означает, что развитие творческих способностей студентов на занятиях рисованием пейзажа также должно осуществляться в двух взаимосвязанных направлениях:

1) воспитание у студентов восприимчивости к красоте окружающей природы, формирование потребности наслаждаться этой красотой, развитие комплекса качеств, который называют общей культурой личности. Ряд исследователей употребляет для обозначения этого комплекса применительно к художественной деятельности понятие:  «эстетическая творческая способность» (Л.Т. Левчук и др.) (37, с.93);

2) развитие специальных (изобразительных) способностей студентов (зрительного восприятия, пространственного, композиционного, образного мышления, исполнительских способностей).

В нашем исследовании необходимым условием успешного развития творческих способностей студентов выступают навыки и умение рисовать с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Художник-любитель будет оставаться на уровне самодеятельности до тех пор, пока не пройдет художественную школу, пока не приобретет необходимые для профессиональной изобразительной деятельности навыки и умения. Их можно выработать в результате личной практической работы, развивая свои изобразительные  способности. Однако задача обучения  умениям и навыкам состоит  не только в том, чтобы усвоить  основы изобразительной грамоты  и совершенствовать технические приемы работы, но и свободно оперировать ими в учебном процессе, совмещая выполнение учебных  творческих задач.

Благодаря  знанию закономерностей развития творческих способностей, появляется  возможность управления и стимулирования, целенаправленного их развития в процессе  учебно-творческой  деятельности студента.

В связи  с тем, что развитие творческих способностей неотделимо от формирования личности. Рассмотрим некоторые общие положения психологии, касающиеся воспитания творческой направленности личности, формирования ее мотивационной сферы.

Сама постановка проблемы развития способностей в трудах таких психологов, как Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, какова, что она все  более смешается от обучения к воспитанию. Именно воспитание обеспечивает не только усвоение тех или иных конкретных  способов деятельности и систем знаний, но и развитие личности, мотивов и потребностей, определяющих ее направленность, склонности, интересы.

«… Способности,  рассматриваемые в целом, теснейшим образом сопряжены с развитием других сторон личности, из-за чего успехи и неудачи воспитания этих сторон постоянно либо положительно, либо отрицательно сказываются на развитии способностей» (118, с.12).

В связи с этим представляется необходимым выяснить, какие личностные образования более всего влияют на успешное развитие творческих способностей.

Основные положения теории личности в советской психологии разработаны Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, Б.Г. Ананьевым и др. учеными. Развитие этой теории заметно отстает от эмпирических исследований, в ней  еще много спорного и неясного.

Психологи видят ядро личности как субъекта сознательной деятельности в мотивационной сфере, выделяя в ее составе  потребности, интересы  и направленность (С.Л.Рубинштейн). Для нас этот аспект теории личности представляет собой интерес, так как именно через формирование  глубинных качеств личности художника-педагога открывается путь к развитию его творческих способностей.

Способности, в том числе творческие, наряду с направленностью, характером, темпераментом, особенностями протекания  познавательных процессов  составляют психологическую структуру личности.

Важное значение в процессе обучения и воспитания художников-педагогов имеет формирование  творческой направленности личности. Под направленностью личности понимаются те цели пробуждения, которыми руководствуется человек в своей деятельности, в своем отношении к окружающему миру. Так, С.И. Архангельский отмечает, что «существенно важным для высшей школы является  направление развития способностей студентов по пути их будущей творческой профессиональной деятельности» (9, с.235).

Л.И. Божович и Т.Е. Конникова считают, что направленность является  результатом наличия у человека определенной структуры  мотивационной сферы. Они подчеркивают наличие ведущих мотивов, выражающих мировоззрение и подчиняющих себе все другие мотивы.

Значение направленности профессиональной изобразительной  деятельности выпускников ХГВ- ов отмечают и художники-педагоги. Так, например, А,Е, Терентьев, имея в виду задачи преподавателей по развитию творческих способностей рисующих, пишет, что необходимо «ориентировать студентов не столько на формирование ремесленнических навыков и умений выполнять данные виды работы, сколько на пробуждение творческой  инициативы и потребностей в творческой работе, на развитие творческих  способностей в широком смысле  этого понятия» ( 122, с.38).

По роду своей деятельности художник-педагог должен формировать у своих воспитанников мировоззрение, идеалы, убеждения, художественные способности, умение творчески мыслить и, следовательно, должен обладать теми качествами, которые необходимо развить у учеников, т.е. качествами творческой личности. Я.А. Пономарев в своей книге «Психология творчества и педагогика» перечисляет эти качества. Они заключатся   в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности  и включает в себя:

— перспективные особенности: направленность внимания, впечатлительность, восприимчивость;

— интеллектуальные: развитую  интуицию, фантазию, обширные знания;

— характерологические: уклонение от шаблона, инициативность, упорство, высокую самоорганизацию, работоспособность;

— особенности мотивации, при которых человек находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом его процессе; почти непреодолимое стремление к творческой деятельности (115, с.222).

На формирование у студентов художественно-графических факультетов комплекса качеств творческой личности, обуславливающих ее направленность к творческой деятельности, и должны направлять свои усилия педагоги высшей школы. А поскольку моральные качества также  возникают и развиваются в процессе конкретной деятельности, соответствующим образом организованной, то организация учебно — воспитального процесса должна вылиться в единую стройную систему учебно- воспитательных мероприятий. Сюда входят воспитание у студентов творческого отношения к выполнению учебных заданий по рисунку, живописи, композиции; их личная творческая работа (проводимая  самостоятельно и под руководством педагога), участие в выставках; эстетическая организация окружающей среды, содержательность, эстетические и дидактические  качества учебных постановок; посещение художественных музее, выставок; приобщение к другим видам искусства (чтение литературы, прослушивание музыкальных произведений); общение с природой, включение ее в сферу своих потребностей.

Отмечая важную роль общего образования для развития  и формирования личности художника, П.П. Чистяков говорил: «художник  должен быть широко и разнообразно образованным; читайте, учитесь, тогда горизонты ваши будут необъятны; наука и природа сделают ваши картины глубокими, выразительными. Только развитый ум, облагороженное чувство и зоркий глаз – основы  жизни художника» (174, с.482).

Основной побудительной силой деятельности личности, движущей силой развития способностей являются потребности.

Важнейшей особенностью потребностей, по мнение А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе, Д.А. Кикнадзе, К. Обухновского, А.П. Асмолова, является их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высоких, что связано с включением личности в различные сферы деятельности.

Высшим проявлением  потребностей является потребность в творческой деятельности. Побудителем к целенаправленной  творческой деятельности психологи считают динамичную эстетическую потребность. В своей книге «Эстетическая потребность» И.А. Джидарьян анализирует природу этой потребности, образующей особую самостоятельную группу в общей системе человеческих потребностей: «…эстетическая потребность  как другая человеческая потребность обнаруживает многофункциональную  природу в том смысле, что проявляет себя через  побуждения познавательного, нравственно-оценочного, творческого, практически преобразовательного порядка и т.д.» (42, с.39).

Таким образом, творческая активность студента художественно-графического  факультета  возможна только в том случае, если у него есть потребность в художественной деятельности. Она является основным условием планомерного, целенаправленного  обучения, обеспечивая постоянное стремление учащегося к  максимально полному овладению навыками выполнения творческой работы.

Чтобы способствовать формированию творческой активности  студентов, необходимо знать изначальную структуру потребностей в художественной деятельности, а тех случаях, когда она недостаточно гармонична, уметь находить стержневые первичные основы, вокруг которых ее можно сформировать.

В.П. Зинченко в своем исследовании разработал метод  последовательного создания потребностей, применение которого  дает возможность управлять ростом изобразительных и творческих возможностей студентов н занятиях академическим рисунком (51, с.148). Применительно к занятиям рисованием пейзажа этот метод дает  возможность управлять ростом творческих потенциалов учащихся в данной сфере их учебно-творческой деятельности.

Основными этапами формирования потребностей к творческим действиям , в ходе которых происходят процессы развития  творческих способностей, являются ее начальные стадии —  склонности и  интересы, определяющие творческую направленность интересов личности на конкретный вид  изобразительного искусства.

В.А. Крутецкий, раскрывая взаимосвязь способностей и склонностей, пишет: « …  склонность заниматься  определенной деятельностью приводит к упражняемости и  соответствующему развитию способностей, развивающемуся способности – положительно влияют на успешность деятельности, а успех, в свою очередь, «подкрепляет» склонности и интересы» (149, с.12, 13).

Следовательно, начальной ступенью в формировании творческих способностей студентов  средствами пейзажа  является именно привитие им склонности, воспитание интереса и любви к этому виду занятий, на основе которых в результате систематических  занятий рисованием пейзажа (осуществляемых под руководством педагога и самостоятельно) рождается потребность в творческой деятельности. Тогда занятия рисунком пейзажа станут интересными, необходимыми для студентов, превратятся в важную дополнительную форму развития их творческих способностей.

В задачу педагога входит умение вызвать и поддержать у учащихся  высокий интерес к деятельности, осуществлять которую они будут, поскольку «интерес, заставляя человека без остановки отдаваться деятельности…» оказывается необходимым  условием  ускоренного ( разрядка наша.– Л. У.) формирования у человека способностей…» (118, с.13).

Потребности человека по мере их осознания выступают как  силы, побуждающие к деятельности, т.е. как мотивы деятельности. «Именно через мотив и в мотиве открывается путь для подлинно действенного формирования характера» (135, с.143).

Изучение мотивационной сферы составляет центральную  проблему психологии личности. Весьма  подробно  и убедительно освещаются в книге советского психолога А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность». Он следующим  образом раскрывает процесс формирования личности: «Формирование личности предполагает развитие  процесса целеобразования и

соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельности, который они реализуют, и вступают в противоречие  с породившими их мотивами…В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов —  новых видов деятельности» (79, с.217).

Если в самом начале процесса овладения изобразительной грамотой студентами руководят мотивы, направленные на приобретение технических умений и навыков, усвоение начальных основ рисования, то постепенно, по мере приобретения опыта, ранее усвоенные умения и навыки совершенствуются, автоматизируются, у учащихся возникают более сложные задачи и стремления, в том числе и творческие.

В соответствии с этим педагог, осуществляет обучение студентов рисованию на пейзажную тематику, на начальных этапах их подготовки по рисунку поддерживать интерес учащихся к этим занятиям  с помощью «внешних факторов» (ознакомление с новыми изобразительными материалами, новыми видами работы, более сложными задачами, используя чередование различных педагогических установок и проч.). Для тех учащихся, у которых уже сформировался устойчивый интерес к занятиям рисованием пейзажа, педагогу  следует искать новые формы работы (сообщение дополнительных творческих сведений по этому вопросу, ознакомление с  творческими методами мастеров пейзажа и пр.), ставить перед студентами более сложные задачи учебного и творческого порядка, чтобы стимулировать дальнейшее развитие активности и интереса у рисующих.

Кроме стойких, осознанных мотивов, потребностей в творческой деятельности, необходимо формирование у учащихся  любви к труду, волевой активности, внимания.

Следует отметить тесную  органическую связь эстетических потребностей, а также потребности в труде в процессе формирования личности художника. Если у него не развита потребность в постоянном труде, то вряд ли  разовьются его способности, сформируются необходимые умения, навыки. Из истории искусств известно, что все художники, достигшие сколько-нибудь значительных успехов в творчестве, были велики тружениками, подвижниками.

Заметную роль в развитии у будущих художников- педагогов трудолюбия, склонности к рисованию могут сыграть занятия рисованием пейзажа (при условии их надлежащей организации). В процессе таких занятий более творческая, чем в учебных мастерских, рабочая атмосфера, воздействие красоты природы могут стимулировать развитие у студентов усидчивости, внимания, настойчивости в достижении хороших результатов, потребности работать самостоятельно.

Многие психологи (Н.С. Лейтес, В.С. Кузин и др.) отмечают,   что важным условием, от которого зависит развитие способностей человека и постоянного их проявления, является высокая общая  работоспособность человека в течение длительного времени. Они подчеркивают необходимость формирования в личности характерологического ядра, которое  своими главными составляющими —  общим отношением человека к труду и другим людям, к самому себе – также постоянно  обеспечивало бы актуализацию способностей на самом высоком уровне их проявления.

Воля имеет огромное значение в творческом процессе. От проявления волевых усилий во многом зависит эффектность творческого труда. Все этапы творческого процесса требует от художника волевой собранности. Достижение художником высокого уровня мастерства, результатов творчества связано прежде всего с тем, что вся эта деятельность представляет собой большой, тяжелый и целенаправленный труд, прохождение через множество проб и ошибок.

Существенной побудительной силой личности в формировании направленности психологии считают волевую активность, лежащую в основе формирования наиболее значимых личностных структур.

Л.И. Божович, Е.Я. Голант, А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев, Г.И. Щукина и др. рассматривают  активность как черту личности, влияющую на развитие всех ее существующих сторон. Исследователи отмечают три уровня активности (репродуктивно-подражательную, поисково-исполнительскую и творческую). Общеизвестно, что активность обучаемых является ведущей в процессе взаимодействия  между преподавателем и студентом. Это требует от преподавателя создания определенных условий, позволяющих организовать  активную деятельность обучаемых.

Методы формирования творческой активности  студентов  при их обучении рисованию пейзажа и принципы  индивидуального подхода к учащимся находятся в неразрывном единстве, так как структура творческого акта уникальна, хотя и имеет свои закономерности. Поэтому представяется, что эффективность этих методов находится в прямой зависимости от степени разработанности индивидуального подхода к каждому студенту в процессе обучения.

Каждый студент приходит  в институт с определенным  образом развитыми способностями, в том числе творческим. Уровень  развития  этих способностей различный. Задача педагога —  в короткий срок  определить наличный уровень знаний, умений, навыков и творческие возможности каждого обучаемого, сильные и слабые стороны его специальных способностей. Причем необходимо различать  актуализированные, имеющиеся в наличии  способности, и потенциальные, которым предстоит раскрыться в процессе обучения. Можно руководствоваться при этом  положением, высказанным В.А. Крутецким, о том, что «не тот более способен, кто находится на более высоком уровне развития, а тот, кто в равных условиях достигает более , высокого уровня, т.е. более способен к развитию» (149,с.20).

Педагогический процесс необходимо строить, исходя из индивидуальных особенностей каждого студента, не допуская нивелирования творческих индивидуальностей. Поэтому  преподаватель  должен так организовывать ход учебного процесса, чтобы не сужать  начальное поле творчества и не снижать интерес студентов к занятиям. Наглядный показ процесса изображения и вообще внимание учителя не должны сдерживать развитие индивидуальных особенностей ученика, не должны заставлять его рабски подражать педагогу.[1]

Из истории  методов преподавания рисунка известно, что педагогическим даром – вовремя угадывать и бережно пестовать индивидуальность ученика —  в совершенстве владели многие выдающиеся русские художники-педагоги: А.Г. Венецианов, А.К. Саврасов, П.П. Чистяков, Д.М. Кардовский и др.

Важную роль в управлении учебно-творческой деятельностью студентов, развитии их творческих способностей играет использование педагогической установки, психологический механизм  который был раскрыт известным советским   психологом Д.Н. Узнадзе и его последователя.

Под установкой понимается «состояние субъекта, меняющееся в зависимости от задач, которые он себе ставит, и условий, в которых он их решает « (162,с.186), т.е. тот психологический механизм, который обеспечивает «адекватное и целесообразное приспособление индивида к среде» (37, с.9).

Для возникновения установки необходимо наличие  двух условий : потребности и ситуации ее удовлетворения. Но установку  создает не только потребность и не только объективная ситуация. Для того, чтобы возникла установка необходима  встреча потребности с объективной ситуацией, содержащей условие ее удовлетворение.

Создание подобных  условий должно входить в задачи и практическую деятельность педагога, стремящегося  содействовать развитию творческих способностей студентов.

Творческая деятельность  — это «такой комплексный преобразующий процесс, который трудно представить без целостной модификации личности» (37, с.3). Механизм такой модификации Ия является установка. Модификация личности основывается на модификации установки. На этом основании последователи Д.Н. Узнадзе делают вывод о том, что основу творческой деятельности составляет явление установочной модификации.

Применительно к задачам нашего исследования использование этого положения означает, что последовательное изменение  развивающихся педагогических установок дает педагогу возможность управлять учебно-творческим процессом, а значит, и развитием творческих способностей студентов, формированием их профессиональных  личностных качеств художника-педагога. Форма педагогической установки  является основной формой воздействия на сознание обучаемых. Главной функцией установки являются стабилизация деятельности, сохранение ее направленности (А.Г. Асмолов).

В целях нашего исследования представляется необходимым охарактеризовать процессы сознания, участвующие в творчестве, и их роль в творческой деятельности, поскольку очевидно, что решение проблемы развития творческих способностей студентов требует совершенствование всех компонентов творческого процесса.

По словам В.Л. Дранкова, «познавательные и творческие  силы таланта образуются всесторонним развитием сознания, реализацией всех возможностей каждого процесса и свойства» (44, с.493).

Творческий процесс, как считают психологи, занимающиеся исследованием проблем творчества (И.В. Страхов, А.В. Ковалев,В.И. Киреенко и др.), основан на взаимодействии как познавательных, так и эмоционально-волевых компонентов, причем интеллектуальные и эмоциональные компоненты  при их качественном своеобразии выражаются в процессе творчества в цельности и глубокой внутренней взаимосвязи. Творчество в своей психологической основе слагается из многих  процессов и свойств в их индивидуальном своеобразии. Для нас наиболее важны: восприятие, мышление, память, творческое воображение, эмоции и чувства.

Многие психологи, занимающиеся исследованием способностей к изобразительной деятельности, приходят к выводу, что «восприятие как процесс непосредственного отражения действительности является первейшим и самым необходимым условием работы рисовальщика и живописца» (63, с.122).

Восприятие в процессе творческой деятельности также имеет активный творческий характер. Об этом хорошо сказал Р. Арахейм: «Восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, оно оказывается поистине творческой способностью мгновенного  схватывания действительности, способностью образной, проницательной, изобретательной и прекрасной… Любое восприятие есть также и мышление, любое рассуждение —  в то же время интуиция, любое наблюдение – также и творчество» (7, с-20-21).

В процессе восприятия художник отбирает необходимый материал, необходимые  ему предметы и явления, осмысливает их на основе имеющегося у него опыта, знания, с учетом цели работы  и привносит в содержание восприятия нечто от себя, окрашивая его в той или иной степени субъективным отношением, личностными оценками.

Влияние различных факторов на восприятие действительности исследовано в работах Е.И. Игнатьева,  Н.Н. Волкова, В.С. Кузина, Д.Н. Узнадзе, Е.Ф. Кузнецова и др.

По словам В.С. Кузина, «в изобразительном творчестве особое значение приобретает апперцепция восприятия, которая представляет собой  влияние опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения человека к действительности на восприятие. (71, с.28).

У художников апперцепция восприятия имеет устойчивый, профессиональный характер, ее нередко называют «профессиональным видением» или «постановкой зрения». Это свойство  проявляется  в избирательности восприятия, т.е. в умении художника отбирать наиболее существенные, выразительные стороны реальной действительности, скрытые от взора обычного наблюдателя.

У студентов первых курсов художественно-графического факультета, чье профессиональное восприятие только начинает  формироваться, эти качества восприятия необходимо систематически  и целенаправленно  развивать. На первых порах при изображении студентами пейзажа или его элементов педагог должен давать им извне установку на восприятие тех или иных характеристик изображаемого, решение тех или иных изобразительных задач. Под влиянием установок педагога у студентов может возникать временная апперцепция восприятия. В результате систематической тренировки восприятия под руководством педагога апперцепция  восприятия постепенно приобретает  более устойчивый характер.

Для художников- пейзажистов избирательность восприятия,  т.е. умение в кратчайшие сроки схватить «зерно», сущность изображаемого мотива особенно важны.  «Помните, что у пейзажиста натура капризная; вода и небо позируют плохо», — говорил В.К. Бялыниций-Бируля, обращаясь  к своим молодым коллегам (91, с.31).

Помимо избирательности, восприятие художника  характеризуется и таким профессиональным качеством, как целостность, т.е. умение широко смотреть на натуру, не ограничиваясь рассмотрением одного объекта или фрагмента, а оценивая весь мотив  в целом с учетом влияния световоздушной среды, разноплановости различных объектов пейзажа; сразу видеть и оценивать большие тональные отношения.

Формирование, воспитание культуры восприятия является  необходимым  условием развития творческих способностей студента, обязательной предпосылкой его дальнейшей  педагогической и творческой работы.

Поэтому уже на первом курсе должна начинаться принципиальная  перестройка характера и задач восприятия у студентов. Должна актуализироваться и перейти в потребность способность не просто видеть, наблюдать натуру, но и эстетически оценивать ее, представлять себе увиденное уже в соответствующих графических материалах, формах и методах воплощения.



[1]  Каждый студент обладает своими, индивидуальными возможностями, в том числе и в овладении исполнительскими действиями при рисовании. Здесь сказываются склонности личности к тому или иному типу моторных действий, что в свою очередь  влияет на преобладающее использование тех или иных видов тонального рисунка, методов проведения линий, штрихов. Эти действия, конечно, связаны  и с характером восприятия и мышления рисующих. Поэтому жесткий контроль педагога и идентичные требования к различным студентам могут быть уместны прежде всего  в отношении пропорций, тонального масштаба, компоновки  и конструкции изображения, т.е. элементов обязательной изобразительной грамотности. В гораздо меньшей степени следует подвергать регламентации способы исполнения рисунков, склонность рисующих к тем или иным методам создания изображения. В каждом из них есть свои возможности для проявления творческих  индивидуальностей  рисующих и для художественно-творческого развития. Важно усмотреть эти возможности учеников и помочь им найти необходимую меру их реализации, оставаясь в русле реалистического искусства.